Суббота, 23.11.2024, 21:27
Приветствую Вас, Гость

Семинар "Речевые игры"

Речевые игры основаны на взаимосвязи речи и движения, и в этом их особая польза для развития ребенка, поскольку формирование движения у человека происходит при участи   речи, а речи – при участии движения. Язык жестов, телесно-пластическая деятельность человека предшествовали звуковому языку исторически. Речь основана на движении, и здесь лежит причина, связывающая жест и слово. Жест как особая форма движения может сопровождать, украшать,   или заменять речь, способствуя установлению координации между вербальным и невербальным общением.      

Поиск пластического сопровождения текста – это особая тема, потому что движение (пластика, жест) является способом эмоционального вовлечения ребенка в процесс обучения. Пластическое отображение текста создает особое мотивационное пространство, в котором каждый ребенок оказывается творцом. Не стоит «придумывать» движения к тексту. Пластическое отображение текста – это, как правило, спонтанная жестовая импровизация, самоценная как творческий феномен. Поэтому в большинстве случаев используйте стихийные идеи детей, лишь иногда корректируя их собственными заготовками. В специальном заучивании двигательного сопровождения текста очень мало смысла, каким бы совершенным оно ни казалось.

Простейшим движением и в то же время таким же простейшим пластическим отображением текста станет использование при декламации «звучащих жестов». Любое детское стихотворение вначале необходимо продекламировать метрично, сопровождая его хлопками или шлепками.

Для детей старшего дошкольного возраста очень полезна и увлекательна будет работа над «чепуховыми» считалками.

Прочитайте выразительно считалку детям, показывая на пол и потолок, затем разучите ее с разными вариантами звучащих жестов. В следующий раз, когда ребенок уже будет знать текст, предложите ему самому ритмично проговорить ее, затем попробуйте считалку пропеть, придумав к ней простейшую мелодию.

Говоря о пользе речевых упражнений, отметим, что они являются также эффективным средством интонационного слуха. Под интонационным слухом подразумевается способность слышать и понимать содержательный смысл музыки. Именно из речи ребенок постепенно черпает все более тонкие оттенки смысла и связывает их со звуковыми характеристиками.

Одной из художественных форм речевого музицирования является ритмодекламация – ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки. Как форма музицирования ритмодекламация известна очень давно. В ритмодекламации, как форме, жестко фиксированной автором, места для детского творчества совсем немного. Есть лишь возможность поэкспериментировать с речевыми интонациями и динамикой голоса.

Речевые упражнения – наиболее доступное и первейшее средство для развития предпосылок к умению импровизировать. Самая первая импровизация – это словесная фантазийная игра, запускающая механизм спонтанной изобретательности, находчивости, тесно связанный с быстротой реакции. Активностью восприятия. В самом начале детская речевая импровизация может выражаться лишь в добавлении нового слова или строчки для создания версии нового стиха или песни. В поиске слова, подходящего по ритму к заданной модели, в образовании   различных комбинаций из ритмизованной цепочки слов.

 

Ритмическая игра «Ипподром»

Кони выходят   на старт!

Внимание! Марш!

Барьер!

Двойной барьер!

Бежим по   мостовой!

Бежим по   траве!

По болоту!

Вот видна   трибуна!

Скоро финиш!

Финиш!

Имитировать топот   копыт шлепками по коленям

Один хлопок

Два хлопка

«Бег» - более частые шлепки по коленям

Трут ладонью   о ладонь

 

«Козырек» рукой

Две руки   вверх

Руки вверх,   подпрыгнуть

 

 

 

 

Речевая   игра «Ты, мороз!»

Ты, мороз,   мороз, мороз!

Не показывай   свой нос!

Уходи скорей   домой,

Стужу уноси   с собой!

А   мы   саночки возьмем

И на   улицу пойдем.

Сядем в   саночки-самокаточки!

С горки

Упали!

От мороза   убежали!

Грозят   пальцем

Показывают нос

Ладонями «отталкивают»

Кружатся вкруг себя,   притопывая

Шагают   на месте

 

Присесть

«Бросить» руки   сверху вниз

Присесть

Бег   на месте